Браузер ХХI века: статистика, тенденции и будущее
8 сентября 2011 г.Сегодня среди браузеров развернулась широкомасштабная битва за внимание пользователя, и кто выйдет с нее победителем сложно предсказать. Поле боя – без малого весь мир и каждая страна в частности. И, конечно же, никто не хочет добровольно сдаваться, а значит, отказаться от прибыли. Что ж, можно уже сейчас делать ставки, но стоит ли? Важно даже не столько, как будет называться браузер будущего, а как он будет выглядеть и отвечать потребностям пользователя.
Прошло время, когда нам надо было приловчиться к работе с техникой, программами и браузерами. Сегодня очевидно: все должно отвечать потребностям потребителя и быть субъектно ориентированным. Касается это и браузера. Чтобы привлечь как можно больше аудитории, браузер должен максимально отвечать потребностям юзеров и приспосабливаться под них. В таком браузере удобно будет работать, как домохозяйке, так и работающему в IT-сфере.
Браузер будущего… Легко ли ответить на этот вопрос? Кто-то скажет Firefox, кто-то – Сhrome, кто-то отдаст преимущество эпловскому Safari, а кто-то останется верен старому-доброму Internet Explorer. Действительно, можно заглянуть в статистику использования браузеров сегодня, их историю создания, рассмотреть тенденции в создании новых версий, вкусы и предпочтения аудитории… Но вряд ли это позволит ответить на вопрос буквально, ведь браузер будущего должен соответствовать интернет-тенденциям, мотивации работы и быть еще больше субъектно-направленным.
Времена меняются и требования браузеру тоже. Помнится, к средине девяностых ХХ века, едва ли ни единственным игроком на интернет-рынке был браузер Netscape Navigator, созданный Netscape Communications Corporation. (Сейчас не каждый о нем вспомнит…). Со времени создания альтернативной версии компанией Microsoft в 1995 году, новый браузер Internet Explorer стал стремительно завоевывать позиции на рынке. Простая статистика. Так в 1996 году доля Internet Explorer на рынке составляла только 9.60%, в то время как 82.77% интернет-пользователей работало в браузере Netscape Navigator, но уже через два года Netscape Navigator отдал Internet Explorer большую половину рынка (46,87% у Netscape Navigator, а у Internet Explorer – 50,43%). В 2002 году Internet Explorer стал практически абсолютным лидером, когда доля компании на рынке составляла 95,97%. Но скоро у IE появился сильный конкурент. В 2004 году на рынок выходит Firefox и постепенно завоевывает аудиторию. Однако преимущество все равно оставалось на стороне Internet Explorer, так как доля Firefox не превышала 33%.
Победное шествие Internet Explorer на рынке браузеров продолжается и нынче, только уже не так эффектно с появлением в 2009 году Chrome. Только за три года работы браузер успел отобрать у конкурентов почти 18% аудитории (по данным Wikimedia состоянием на август 2011 года.) Лидером гонки (но уже не таким уверенным) по прежнему остается браузер Internet Explorer (36.3% пользователей), Firefox занимает почетное второе место с 24,1%, Safari занимает 10, 7% всего рынка, а Opera - 4,4%. Впрочем есть и другие статистики, но иерархия не меняется и процентное соотношение примерно такое же – Internet Explorer все равно первый.
Примечательно, что каждый браузер имеет свою аудиторию и всячески пытается завоевать территорию противника. Фактически сейчас рынок поделен между основными игроками, и можно четко отследить популярность браузера в каждой группе стран. Так, по состоянию на июль 2011 года Internet Explorer использует абсолютное большинство пользователей в Северной Америке (в основном США и Канада) и в Австралии. На этих континентах у IE нет соперника. В тоже время, в Южной Америке с лидерской позиции Internet Explorer постепенно сдвигает молодой поисковик Chrome. Небольшую долю в Южной Америке занимает Firefox. Кроме того, IE – основной браузер в большинстве стран Африки и Старой Европе. Также IE использует абсолютное число пользователей в Китае и на Аравийском полуострове. В тоже время, Mozilla Firefox – лидирующий браузер для Российской Федерации, стран центральной и восточной Европы и балканских стран. Также Mozilla Firefox преобладает в некоторых африканских странах и Индии. Opera тоже заняла свою небольшую нишу и стала самым популярным браузером для Украины, Белоруссии и Казахстана. Но стоит пристально вглянуть на на Chrome и особенно на то, как быстро этот браузер сумел завоевать любовь пользователей. Только за 2010-2011 год Chrome вышел на первое место по популярности в Тунисе, Филиппинах, Армении, Албании, Черногории, Уругвае, Доминиканской Республике, Ямайке, Молдове, Чили, Аргентине, Венесуэле, Пакистане, Малайзии, Колумбии и Мавритании. Можно только гадать на какую еще экспансию способен Chrome в ближайшем будущем?
Если заглянуть в историю браузеров, то можно заменить одну весомую тенденцию – «чем меньше, тем лучше». В предыдущих версиях IE заголовок, кнопки навигации, адресная строка и вкладки занимали сразу несколько строк, в то время как в версии IE 9 – минимальное пространство вдоль верхней границы. Еще одна особенность – максимальное удобство в пользовании и безопасность. Начиная с версии Firefox 4, браузер предложил новый плагин в архитектуре, которые не требует дополнительной перезагрузки обновлений. Также большое значение играет безопасность ПК. Так, в версиях IE 8 и IE 9 начала изолировать группы вкладок. Позже эту же технологию «взяли на вооружение» и в Google. Таким образом, браузер выделяет каждую вкладку-процесс и запускает в «песочнице», ограничивая доступ к остальной части ПК и обеспечивая тем самым безопасность компьютера.
Максимум скорости. Со времени создания браузер Chrome показал чрезвычайно высокую скорость и набирает обороты и дальше. Sixrevisions протестировала пять наиболее популярных браузеров (Internet Explorer, Сhrome, Firefox, Opera, Safari). Тестирование проводили на Dell XPS M1530 с процессором Intel Core 2 Duo (2,16GHz), Ram – 3GB, OS –Windows Vista (32-bit). Первое место по всем параметрам занял Сhrome. Детальнее на рисунке.
Еще одна весомая задача браузера – обеспечивать удобный для пользователя поиск. В связи с этим значительным преимуществом безупречно является работа в Google Chrome. Фактически Google имеет только одну кнопку, которая позволяет как поиск по страницам, так и воспринимает текст в адресной строке для поиска необходимых сайтов. Так в версии Internet Explorer 9 отсутствует возможность поиска модификаторов, к примеру, таких как «сайт: pcmag.com», для того, чтобы просто искать страницы на указанном домене. Это удобно, ведь иногда, мы точно знаем адрес сайта, который хотим найти, а иногда – нет.
Нынче стало совершенно очевидно, что Интернет – это не только браузер, и функции браузера нуждаются в расширении. Роль браузера сегодня вернулась к важным, но не слишком впечатляющим функциям чтения HTML-кода. В годы браузерных войн Netscape и Internet Explorer пытались привлечь пользователей всем чем только можно – от электронной почты до кодирования. В результате браузеры были громоздкими, чрезвычайно запутанными и достаточно медленными. Браузеры трансформировались и интегрировали все новые и новые поля – это и лента новостей и обмен файлами. Прошли года и всем стало ясно, что браузер должен служить своему основному предназначению, а все остальные инструменты при желании можно интегрировать в зависимости от ваших личных пожеланий. Исполнительный директор компании-производителя программного обеспечения ActiveBuddy Стивен Кляйн предлагает интерактивные инструменты для расширения функций программы мгновенного обмена сообщениями. Пользуясь подобными инструментами, к примеру, можно набрать в окне обмена мгновенными сообщениями и сразу же получить прогноз погоды в родном городе. Речь идет о том, что программа уже заведомо знает, кто делает запрос, где он проживает и какие у него интересы.
Президент Macromedia Products Норм Мейорвитц отметил: «один из недостатков браузера – не самая лучшая организация работы. Закладки не выполняют свои задачи и нет достаточно места для информации, чтобы вернуться на нужную вкладку».
Просматривая интернет-страницы, зачастую нам необходимо, чтобы как можно большее число вкладок находилось в поле зрения. Конечно же, можно открыть одновременно массу вкладок. Это, по меньшей мере, неудобно. Если одновременно открыто несколько десятков вкладок, то не так легко среди них сориентироваться, а, значит, найти необходимую. Соответственно возникает необходимость фильтрации содержимого и организации таким образом, чтобы визуально отображать все открытые вкладки для более удобного их использования.
В связи с этим уже возникла идея о создании браузера, который будет использовать персональные данные и искать наиболее подходящую для юзера информацию в зависимости от его интересов и наиболее частых запросов. Возможно, браузер будет черпать информацию с социальных сетей или «запоминать» наиболее частые запросы посетителей.
В тоже время все больше разработчиков склоняются к мысли, что браузеры либо умрут, либо перейдут на другой качественный уровень. Так, Том Грин, професор Института технологии и углубленного изучения медиа, отметил, что «браузеры находятся под угрозой исчезновения». В своей публикации «Будущие тенденции: браузеры канут в Лету?» Том Грин высказал предположение о смерти браузера как главного элемента работы с Интернет для ПК и появления альтернативных форматов для смартфонов и планшетов, особенно учитывая их популярность сегодня.
Но это все предположения, и будущее само расставит все точки над «ё» в судьбе браузера…