Продажа Yahoo: руководство еще торгуется, а прибыль компании уже падает
20 октября 2011 г.Yahoo еще немного поторгуется и останется с носом. Стоимость акций компании падает, Yahoo не получает ожидаемую прибыль, но продолжает вести переговоры о продаже компании, в то время как рекламодатели теряют интерес к Yahoo…
«Чем дальше в лес, тем больше дров», – говорится в одной народной пословице. Эта фраза точно и конкретно иллюстрирует положение дел в Yahoo: чем больше компания набивает себе цену перед потенциальными покупателями, тем больше теряет в стоимости своих акций. Кажется, рекламодателям, а, главное покупателям, уже надоели долгие и абсолютно безрезультатные переговоры о покупке Yahoo и они медленно и уверено теряют свой интерес к Yahoo.
Но акции Yahoo на рынке пошатнули в первую очередь финансовые проблемы компании. Снижение прибыли компании влечет за собой снижение стоимости акций Yahoo. Возможно, нынешние финансовые трудности таки вынудят Yahoo всерьез вести переговоры о продаже компании, пока ухудшающееся финансовое положение окончательно не снизило интерес потенциальных инвесторов и, соответственно, стоимость акций.
Финансовые трудности Yahoo связаны в первую очередь с упадком в рекламной отрасли, которая приносит основной доход компании. Об этом признался в интервью The Wall Street Journal Крэг Аткинсон, президент компании PHD (одного из подразделений американской корпорации Omnicom Media Group, которая ежегодно делает крупные рекламные компании на сумму 4-5 миллиардов долларов). Крэг Аткинсон сообщил о том, что в Yahoo готовы предпринять любые шаги для восстановления своего бизнеса и дальнейшего развития компании. Однако, как отмечает Крэг Аткинсон, хоть у компании еще есть потенциал выйти на «огромную аудиторию», но большинство рекламодателей постепенно перестают рассматривать рекламную площадку Yahoo как одну из основных позиций в проведении рекламной компании (в особенности бюджетной).
В виду того, что рекламодатели стали менее заинтересованные в размещении своих рекламных блоков на площадках Yahoo, только за второй квартал 2011 года прибыль Yahoo уменьшилась на 23%. Таким образом, компания недополучила ожидаемые $1,23 млрд. Такие потери именно в области рекламы привели к недавней отставке исполнительного директора Кэрола Бартца. После этих известных событий руководство компании и начало активно искать варианты продажи подразделений Yahoo или же компании целиком. Известно, что интерес к покупке Yahoo уже проявил Microsoft, а также китайская компания Alibaba Grouр и российский фонд частных инвестиций Silver Lake и компания Digital Sky Technologies). Ходят слухи о том, что компании могут объединится для покупки Yahoо. Но любое ослабление финансовой прибыли Yahoo может серьезно повлиять на привлекательность компании для покупателей и на выручку от продажи. Что ж, как говорится, «круг замкнулся».
Наверняка, в Yahoo уже довелось кусать локти, что некогда отказались от выгодного предложения Microsoft. В январе 2008 года Microsoft давал за Yahoo $44,6 млрд. С тех пор (всего за 3 года!) акции Yahoo упали в цене с $29 за акцию до $15. Yahoo постепенно стал терять свои позиции на рынке с начала 2000-х годов. По данным ComScore Inc, только за последние два с половиной года количество минут на протяжении месяца, которые тратят американские пользователи для просмотра сайтов Yahoo, уменьшилось на 33%. Соответственно Yahoo теряет свою прибыль. Отметим, что около 40% общего дохода компании составляет рекламный бизнес посредством графической, интерактивной и видеорекламы. Объемы рекламы Yahoо за второй квартал 2011 года увеличились всего на 5%, в то время как в среднем по США наблюдается рост объемов онлайн-рекламы в пределах 20%.
Ключевым в рассмотрении будущего компании должен был стать отчет о доходах компании за 3 квартал 2011 года (период июль-сентябрь). Однако, представленный 18 октября 2011 года пресс-релиз компании не подает никаких надежд. По сравнению с аналогичным периодом за 2010 год, Yahoo потеряла в прибыли в среднем 26% (заработав в третьем квартале 2011 года $ 293 млн. по сравнению с $ 396 млн. за аналогичный период прошлого года). Цена одной акции компании упала на 21%. Правда, стоит отметить, что аналитики прогнозировали, что цена на акцию упадет на порядок больше.
Чтобы хоть как-то восстановить паритет в Yahoo решились на беспрецедентный шаг – снизить стоимость рекламы на своих площадках от 5% до 15%. В первую очередь речь идет о страницах Yahoo.com и Yahoo Mail. Помимо этого, Yahoo в различных спорах начала соглашаться с рекламодателем, что ранее было очень редко. Похоже, финансовые трудности вынудили Yahoo идти на поводу у рекламодателей. Наибольшим прорывом Yahoo за последний год стало заключение договора с Procter & Gamble Со. о показе рекламы компании во время проведения летних Олимпийских игр в 2012 году. Несмотря на такие успехи за последние пару лет, по словам директора по развитию стратегий и инноваций VivaKi Ричарда Тобакковала, в среднем цена рекламной компании на Yahoo таких крупных трендов, как General Motors Со и Coca-Cola, падает на 10-15% ежегодно.
Еще одной попыткой улучшить свое финансовое состояние и привлечь больше пользователей в систему должен стать собственный новостной сервис Yahoo, разработка которого ведется с помощью технологий компании ABC News.Однако, создание собственной новостной системы Yahoo в ближайшем будущем, несмотря на все ожидания и объективный потенциал, может стать только каплей в море. Это хорошо понимают в руководстве Yahoo, и чем раньше компания найдет надежного инвестора, тем больше у Yahoo шансов достичь желаемых высот.